замечания к космической программе

Общие замечания к космической программе РФ.

 

Дополнение к письму, направленному в адрес
Д.О.Рогозина и в Роскосмос. «Метан в космической программе РФ» 04.02.2012 г./

Здесь пойдет речь о некоторых замечаниях к программе
РФ «Космическая деятельность России на период 2013-2020 гг.». На реализацию
программы до 2020 г. предусмотрено ассигновать из бюджета 2,1 трлн. руб., что
приближается к ежегодным ассигнованиям ЕКА, но уступает ежегодному бюджету НАСА
(в 2013 г. бюджет Роскосмоса 169,8 млрд. руб. /5,5 млрд. долларов/, а НАСА –
17,7 млрд долларов).   На эти деньги можно существенно улучшить
положение дел в нашей космонавтике, только одних ассигнований для этого
недостаточно. В последние 10 лет (после повышения цен на нефть) финансирование
Роскосмоса несколько улучшилось и стало стабильным. Но эффективность работы
предприятий Роскосмоса осталась крайне низкой. Я имею в виду эффективность с
точки зрения пользы  народному хозяйству,
науке, МО, политике государства. Если говорить о выработке продукции на одного
работника ракетно-космической промышленности, то мы отстаем от Европы в разы, а
от США на порядок. В целом это вызвано тем, что мы заказываем и делаем на
предприятиях Роскосмоса много ненужного, а  нужное делаем с крайне низкой
производительностью труда, и притом некачественно.

В «Космической программе» правильно поставлены
приоритеты: 1. Автоматические КА, 2. Средства выведения, 3. Пилотируемая
космонавтика.

Начнем с пилотируемой космонавтики. В последние 10 лет
она съедает около 50% бюджета Роскосмоса, не принося практически никакой пользы
народному хозяйству, науке. Все, что требовалось узнать о возможности работы
человека в космическом пространстве, получено. Дальнейшее долговременное
пребывание человека в околоземном пространстве просто бессмысленно, об этом
говорил еще К.П.Феоктистов. До 2016 г. у нас есть обязательства перед США по
доставке астронавтов на МКС. После 2016 г. США будут доставлять астронавтов на
МКС или кораблем «Орион» или частными коммерческими кораблями. Сколько будет
существовать МКС, нам неизвестно, США там полные хозяева. Они могут принять
решение затопить МКС в 2020 г., могут продлить срок ее существования до 2028 г.
Мы на МКС только гости, как и японцы и европейцы. Будет ли самостоятельно
существовать российский сегмент МКС? В программе ничего не говориться. Будет
китайская орбитальная станция, но на нее летать нашим космонавтам незачем.
Возможно временное существование небольших орбитальных станций временного
посещения для проведения отдельных специальных экспериментов, но здесь сплошная
неопределенность.

Что касается пилотируемых полетов к планетам солнечной
системы, то до 2030 г. это место прочно занято автоматическими КА. Что сделано,
и будет сделано,  автоматическими КА США,
включая последние миссии на Марс, показывает полную бессмысленность
исследования планет на данном этапе непосредственно человеком. Здесь автоматы
торжествуют над живым человеком, как ЭВМ торжествуют над чемпионами мира по
шахматам.

Отдельно вопрос о пилотируемых полетах к Луне и на
Луну. В Программе сказано: «Планируется: Создание перспективной пилотируемой
транспортной системы, способной обеспечить полеты к Луне». Зачем и кому это
нужно? Нигде не говорится. Интереснее другое. Если в программе говорится о
транспортной системе, то РКК «Энергия» уже 6 лет разрабатывает Перспективный
Транспортный Корабль Нового Поколения (ПТК НП) без привязки к какому либо
носителю. Истрачено 800 млн. р., а всего по технико-экономическому обоснованию
РКК до 2020 г. потребуется 160 млрд. р., а один ПТК-Л будет стоить 100 млрд.
р., т.е. столько, сколько стоят 80 кораблей «Союз».  В последнее время появились сообщения, что РН
для ПТК НП определены. Это или «Ангара-7» или «Амур», но их пуски с космодрома
«Восточный» намечаются на конец 20-х годов, и даже ТЗ на проектирование их
стартовых комплексов еще нет. Пилотируемая космонавтика давно превратилась в
дойную корову госбюджета. Фактически с приходом В.П.Глушко на бывшую фирму
С.П.Королева в НПО «Энергия» и далее в РКК «Энергии» не было создано ничего
выдающегося: «Союзы» создавались еще при С.П.Королеве, а ДОСы при В.П.Мишине.
Создание «Энергии-Буран» это позорная страница нашей космонавтики, на которую
ушло много миллиардов долларов. По задачам, которые стоят перед пилотируемой
космонавтикой, ее финансирование не должно превышать 10% от бюджета Роскосмоса,
а не 30%, как предлагает В.А.Поповкин.

Похоже, заканчивается бизнес-афера с «Морским
стартом». На 2013 г. было всего 2 реальных контракта для запусков КА на ГСО.
После аварии 01.02.2013 г. нет смысла ждать новых заказов. Попытка В.А.Лапоты
продать «Морской старт» государству вряд ли пройдет. Долгов за компанией 500
млн. долларов, а каждый год функционирования приносит только убыток в 200 млн.
даже при 2-х коммерческих запусках. Отечественные ПН можно использовать только
с разрешения фирмы «Боинг», а для пилотируемых полетов «Зенит» не годится.

Неприятная ситуация сложилась в РКК «Энергия» с
работами по «транспортно-энергетическому модулю». Непонятно зачем его делают.
Первоначально говорили, что для сокращения времени пилотируемого полета на
Марс, который может быть через несколько десятилетий, но, скорее всего, без
ядерной энергетики. В настоящее время существует запрет на выведение в космос
КА с ядерными реакторами. В дальнейшем требования экологии будут еще более
жесткими. Основой транспортного модуля служит «ядерная энергетическая
установка» Центра Келдыша, где вместо ЖРД будут ЭРД, не то ионного, не то
холловского типа. Создать ЭРД больших тяг такого типа невозможно, как и обеспечить
одновременную синхронную работу сотен таких двигателей небольшой реальной
размерности. Однако заинтересованным лицам из Роскосмоса и Росатома удалось
пробить указ Президента, который будет действовать до 2018 г. и обеспечивать
финансирование этих работ.

К этой же теме относятся работы по ядерному двигателю.
Эти работы начались в середине 50-х годов, когда верили во всемогущество
атомной энергетики. 30 лет работы показали ненужность разработки ядерных
двигателей и их вредность, когда к многочисленному металлическому космическому
мусору добавляется еще и радиоактивный, и как избавиться от этого мусора никто
не знает. В настоящее время Росатом переживает глубокий кризис, не имея былых
заказов, но имея высоких покровителей в высших эшелонах власти, пытается
пробиться в космос не только с реактором, но и с ядерным двигателем типа
РД-0410. Дареному госбюджету, как говорится, «в зубы не смотрят».

 

Не менее сложное положение в ГКНПЦ им. Хруничева. Там
относительно удовлетворительно идут работы с «Протоном-М», если не считать
периодических сбоев с «Бризами». Вся дальнейшая перспектива связана с работами
по РН «Ангара». Но перспективы для нее как раз не видно. «Ангара» со своим
единственным стартом в Плесецке в вариантах «1» и «3» не конкурент «Союзам» с
их многими стартами. Практическое значение может иметь только «Ангара-5» для
вывода ПН по госзаказу, для коммерческих пусков она неконкурентоспособна.   Первый
пуск А-5 будет по видимости только в 2014 г. Число таких пусков будет крайне
ограничено. В связи с этим два замечания. Нет смысла разрабатывать КВРБ
специально для «Ангары-5» и вводить водородную инфраструктуру в Плесецке.
Необходимые запуски по госзаказу с увеличенной ПН можно выполнить «Протоном» с
Байконура. Также не имеет смысла готовить производство к крупносерийному
изготовлению УРМ и двигателей РД-191.

В ГКНПЦ с 2006 г. ведутся работы по созданию
Многоразовых Ракетно-Космических Систем (МРКС). Ранее это были работы по
«Ангара-Байкал», сейчас МКРС-1. Многоразовые или частично многоразовые системы
тяжелых РН приводят к увеличению стоимости выводимых ПН и их применение
неэффективно  в ближайшие по крайней мере
50-и лет. МРКС-1 базируется на применении метана в двигателях РН, этот опыт
работы нужно использовать при разработке одноразовых РН на кислороде-метане.

Что
касается многоразовых систем выведения, то актуальными являются работы по
авиационно-космическим системам, которые не имеют должной государственной
поддержки.

 

Особое положение в ЦСКБ-Прогресс. С середины 70-х
годов фирма в части создания КА ДЗЗ и модернизации РН «Союз» финансировалась по
остаточному принципу после работ по «Энергия-Буран» и пилотируемым полетам. Как
следствие – полный развал по КА ДЗЗ, включая заказы МО. В последние годы
упорная самостоятельная работа по глубокой модернизации «Союзов» начинает
приносить плоды. В соответствии с объявленными в Государственной Программе
приоритетами в ЦСКБ-Прогресс с 2013 г. должно быть и приоритетное
финансирование. К ДЗЗ можно отнести и мониторинг земной атмосферы. Для прогноза
погоды мы пользуемся данными с зарубежных метеоспутников. Свои, разработки ВНИИЭМ,
особенно низкоорбитальные, находятся в плачевном положении. Работы
ЦСКБ-Прогресс тесно связаны с работами СНТК им. Н.Д.Кузнецова. Без
возобновления производства двигателей НК-33А и НК-33-1 нет модернизации
«Союзов», а с возобновления производства двигателя НК-93 может начаться
возрождение нашей авиационной промышленности.

 

В космическую программу составной частью входит
Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы
ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы». За 2002-2011 годы на нее истрачено 117 млрд. р.
(~3 млрд. долларов), что сравнимо со всем бюджетом Роскосмоса на 2011 год.
Результаты ниже среднего. Дело в том, что в программу включены подпрограммы: «Внедрение
и использование спутниковых навигационных систем в области транспорта», «Разработка
и подготовка производства навигационного оборудования и аппаратуры для
гражданских потребителей» и др., которые не имеют никакого отношения к
деятельности Роскосмоса. Эти подпрограммы напрямую должны замыкаться на
Минпромторге, как и производство микросхем для КА. Для последнего можно
организовать совместное производство, хоть в Зеленограде, с европейскими
странами гарантирующее качество продукции, не уступающей предприятиям США.

Роскосмосу с «ИСС» им. Решетнева  остаются задачи доведения срока активного
существования КА «Глонасс-К» до 15 лет, повышение точности для гражданских
потребителей до 1,5 м., а также введение в эксплуатацию систему геодезической
привязки «ГЕО-ИК-2».

Основой объем работы «ИСС» приходится на КА связи на ГСО
типа «Экспресс-АМ» и «Экспресс-АТ» и частично на низкоорбитальные КА типа
«Гонец-Д1М». Здесь задачи ясны, кооперация определена, заказами «ИСС» загружено
на 100%, финансирование достаточное. Дело за успешной работой коллектива «ИСС»
и его смежников, чтобы поднять эффективность работы КА связи.

Я хочу остановиться только на одном вопросе, связанном
с выходом на ГСО. Все КА (государственные и коммерческие) выводятся РН «Протон»
с РБ, что обеспечивает наличие максимального количества транспондеров
различного диапазона. Нет ясности, будет ли когда переход на «средние» КА на
ГСО, которые можно выводить РН «Союз» с РБ «Фрегат». В последнее время «ИСС»
предложило выводить «тяжелые» КА с ГПО на ГСО при помощи ЭРД, затратив на выведение
несколько месяцев. Не знаю, насколько это будет эффективно. У нас до сих пор не
проводилась оптимизация вывода на ГСО при сочетании работ РБ, апогейной ДУ и
ЭРД. Апогейные ДУ у нас не входят в состав КА, хотя запуск Ямала-402  08.12.2012 г. показал их необходимость.

 

Прошло почти 40 лет со времени триумфальных достижений
НПО им. Лавочкина. Это и первый луноход и первая доставка лунного грунта на
Землю в автоматическом режиме. С тех пор НПО было в полном забвении. Удалось ли
при этом  сохранить кадры, большой
вопрос. В космической программе НПО им. Лавочкина отведено почетное место. На
длительный срок определена программа работ, обеспечено финансирование. Есть
надежда, что интересные работы с АН РФ и ЕКА будут способствовать укреплению
НПО квалифицированными кадрами.

Реальных достижений за последние годы НПО добилось
только в создании разгонных блоков. РБ «Фрегат» зарекомендовал себя, как
надежное средство выведения ПН. Разработан и успешно опробован при ЛКИ
«Фрегат-СБ» для РН «Зенит» и модернизированных «Союзов». К сожалению, в
космической программе ничего не говорится о разработке новых РБ. Разработка РБ
для «Зенита» и новых «Союзов» на экологически чистых компонентах крайне
необходима. Таким РБ мог бы быть кислородно-метановый блок с 4-х тонным
двигателем, проработки по которому были сделаны в НПО им. Лавочкина.

 

 «Космической
программе РФ» сопутствуют мероприятия по улучшению руководства предприятиями
объединенными в Роскосмосе. Здесь, хотелось бы сделать отдельные замечания.

1. По самому Роскосмосу нужно менять не столько форму управления
(создавать госкорпорацию  или перекраивать
холдинги и субхолдинги), а менять содержание руководящего персонала. На
предприятиях Роскосмоса имеется крайне узкая прослойка людей знающих и понимающих
процесс создания изделий ракетно-космической техники (РН, КА, двигателей и
систем их управления). Это ведущие работники головных конструкторских и
проектных отделов, главные и ведущие конструктора, имеющие непосредственный
опыт отработки изделий от технических предложений до серийного производства и МВИ.
Таких людей в Роскосмосе практически нет, там преобладают отставные военные.

2. Космическая программа останется на бумаге, если не
будут приняты меры по ликвидации коррупции в космической отросли. Нужно
незамедлительно ликвидировать все «малые предприятия» при предприятиях,
входящих в состав Роскосмоса, которые выполняют роль «оффшорных предприятий», и
служат для обналичивания бюджетных денег.

3. На предприятиях Роскосмоса следует ликвидировать
гигантский разрыв в  зарплате работников.
Он не должен превышать разницу в зарплате в 5-7 раз между рядовыми инженерами и
руководством предприятия. Основные разработчики изделий должны иметь
преимущество в зарплате по сравнению с экономистами и различными «менеджерами».

4. До конца 21 века в одноразовых средствах выведения
будет преобладать топливная пара кислород-метан, и важно не опоздать с ее
внедрением.     

          

  

 

  

Метановый двигатель 5 НОВАЯ ГЛАВА!!!

Владимир Завьялов написал новую книгу "Метановый двигатель 5"

Ознакомиться можно пройдя по ссылке http://zavjalov.okis.ru/metanovyi-dvigatel-5

Новая статья!

Владимир Семенович Завьялов опубликовал новую статью под названием Размышления-2 "Терроризм и ядерное оружие".

Метановый двигатель 4

Опубликована новая глава "Метановый двигатель 4" Владимира Семеновича Завьялова

Размышления

Сегодня опубликована новая статья Владимира Семеновича Завьялова - Размышления.

Новая книга Метановый двигатель 3

Владимир Завьялов написал новую книгу Метановый двигатель 3

счетчик посещений